В чем заключается магия рун?
Руны – это древний германский алфавит, используемый для письма и магии. Руны использовались в Северной Европе, Скандинавии, Британских островах и Исландии примерно с 150 г. до нашей эры и по 1600 г. нашей эры. Древние рунические надписи большого возраста были найдены даже в Северной Америке, подтверждая истории о том, что викинги прибыли в Америку задолго до Колумба.Рунический алфавит впервые появился среди германских племен в Центральной и Восточной Европе. Некоторые символы рун, вероятно, были заимствованы из других алфавитов, таких как греческий, этрусский и ранний римский. Начертание рун составлялось из прямых линий для того, чтобы их было удобно вырезать на дереве, кости, металле или камне. Этим объясняется их острая угловатая форма, хорошо подходящая для медиума. Самые ранние рунические надписи на камне датируются концом III века нашей эры.
Руны использовались для письма на многих языках, включая готский, немецкий, фризский, английский, датский, шведский, норвежский, исландский, литовский, русский, иврит и другие семитские языки. Руны можно было читать слева направо или справа налево.
Древнегерманский рунический алфавит или «Старший Футарк» содержит 24 руны. Руны внутри алфавита делятся на три этта и собраны в группы по восемь. Первые шесть рун алфавита составляют слово «ФУТАРК». По мере того, как руны распространялись на север, в Скандинавию, некоторые рунические символы были отброшены и алфавит был сокращен до 16 рун.
Со временем, формы некоторых рун менялись, а перемены в языке привели к добавлению к алфавиту девяти новых рун, обозначавших дополнительные звуки. Впоследствии этот алфавит, увеличенный до 33 символов, стал известен как англосаксонский Футарк. При этом, названия самих рун были переданы до наших дней почти без изменений.
С древних времен использовалась магия рун. Слово «руна» на самом деле означает тайну или шепот. Каждая руна имеет эзотерическое значение и связанные с ней свойства, выходящие за рамки ее мирского значения и фонетической ценности. Название каждой руны переводится словом или фразой, обозначающей концепцию и магию руны, представляющей собой силы природы и разума. С каждой руной связана своя история, свойства и связь со скандинавскими Богами.
По легенде, норвежский верховный Бог Один пронзил себя собственным копьём и провисел так вниз головой 9 дней на Мировом Древе Иггдрасиль чтобы получить знания и силу рун. Этот великий акт самопожертвования позволил Одину открыть мудрость и магию рун. Когда руны появились под ним, Один протянул руку и поднял их, получив силу рунических знаний.
Дерево Иггдрасиль, на котором висел Один, несомненно, не что иное, как мировое дерево в центре германского космоса, ветви и корни которого держат Девять миров. Прямо под мировым деревом находится Колодец Урд – источник невероятной мудрости. Сами руны, кажется, имеют свое родовое жилище в его водах.
В древнескандинавском стихотворении «Поэтическая Эдда» говорится о том, как рунический алфавит стал известен людям. Поэма повествует о том, как сын Одина Бог Хеймдалль родил от человеческих женщин трех сыновей – Тралла (раб), Чурла (свободного человека) и Ярла (благородного человека). Эти сыновья стали предками трех классов людей, обозначенных их именами. Когда Ярл достиг возраста, когда он начал обращаться с оружием и проявлять другие признаки благородства, Хеймдалль объявил его сыном и научил рунам.
Существует множество свидетельства того, что помимо письменности, исторически использовалась магия рун. Так, в средневековых источниках упоминаются «руны победы», вырезанные на мечах, нанесенные на рукоятках, начертанные на инкрустациях.
Было найдено несколько колец эпохи викингов с руническими надписями явно магического характера, в том числе Кольцо Кингмура. Фраза «руны силы» встречается на двух рунических камнях в Швеции.
Самый плодотворный источник, в котором описывается магия рун – древнескандинавское стихотворение Сигрдрифумал, где валькирия Сигрдрифа дарит Сигурду глоток эля, зачарованного «рунами радости». Сигрдрифа дает советы по магии рун в семи строфах и во всех случаях она использует руны исключительно для улучшения способностей, а не для гадания.
Вот так, например, валькирия Сигрдрифа советует использовать магию рун для защиты от непогоды в море:
Руны прибоя
познай, чтоб спасать
корабли плывущие!
Руны те начертай
на носу, на руле
и выжги на веслах, –
пусть грозен прибой
и черны валы, –
невредимым причалишь.
Дэниель МакКой в своей книге Дух викинга. Введение в скандинавскую мифологию и религию, выпущенной в 2016 году, предоставляет всеобъемлющий обзор религии викингов, частью которой была скандинавская мифология. В книге увлекательным языком повествуется о Северных Богах и Богинях, о представлениях викингов о судьбе, об их взглядах на загробную жизнь и моральном кодексе, о том, как они думали и как исповедовали свою религию, и какую роль играла в их жизнях магия рун.
Средневековая сага об Эгиле повествует о нескольких случаях, в которых применяется магия рун. Самая известная – сцена, где Эгиль обнаруживает и уничтожает приготовленный для него отравленный напиток, разрезая себе руку и вырезая руны на роге для питья, раскрашивая при этом руны кровью.
В раннем Новом времени связанный с рунами фольклор записывался в форме исландских магических посохов. А в начале 20 века германский мистицизм создает новые формы магии рун, некоторые из которых были продолжены или развиты современными приверженцами германского неоязычества. Эти системы рунических сказаний основываются на классическом оккультизме и Книге перемен.
Несколько современных практик, в которых описывается магия рун, были опубликованы в 1980-х годах. Так, например, в Книге Рун, написанной Ральфом Блюмом в 1982 году, разработаны наборы рун, предназначенные для использования в нескольких системах гадания. По автору, руны высекаются на глине, на каменных плитках или на полированных камнях, а затем либо вынимаются по одной из закрытого пакета, либо бросаются наугад для чтения.
В 1990 году Стефан Гранди под псевдонимом Kveldulf Gundarsson выпускает книгу Тевтонская магия. Магические и духовные практики германского народа, где описывает руническую магию как активный принцип. Он считает, что магия рун более активна, чем любая шаманская практика, и утверждает, что магия рун используется для воздействия на внешний мир на основе архетипов, которые они представляют. Магия рун, по Гранди, предполагает владение физическим существом, на котором выгравированы какие-либо отдельные руны или «посохи», чтобы практически работать с их энергиями. Акт обладания посохом в его окончательной форме служит цели воздействия на мир форм «рунической мощью» этого конкретного посоха. После использования, магия рун на посохах пропадает и они выбрасываются или уничтожаются.
Во все времена руны были не только средством общения между людьми. Будучи по сути значимыми символами, которые могут быть прочитаны и поняты, по крайней мере, некоторыми нечеловеческими существами, руны облегчали общение между человечеством и невидимыми силами, оживляющими видимый мир. Тем самым, магия рун обеспечивала основу для множества магических действий. При этом под магией следует понимать, в первую очередь, способность распознавать свою судьбу и работать с ней для достижения цели, для предвидения своего будущего и влияния на него с целью изменений.